Правительство Архангельской области: «По результатам рассмотрения обращения Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ по вопросу соблюдения трудового законодательства и законодательства о профессиональных союзах в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 87 «Моряночка» комбинированного вида» г. Северодвинска сообщаем».
Общероссийский объединенный профсоюз работников общественного обслуживания СОЦПРОФ обратился в Правительство Архангельской области о наведении порядка в деятельности МБДОУ «Детский сад № 87 «Моряночка» комбинированного вида», привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
По результатам рассмотрения поступил ответ от заместителя председателя правительства Архангельской области, из которого следует: «Учредителем детского сада № 87 «Моряночка» является городской округ Архангельской области «Северодвинск» в лице администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее - администрация Северодвинска).
Пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что контроль в отношении муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
Порядок, определяющий процедуру осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений г. Северодвинска, утвержден постановлением администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» от 21 марта 2011 г. № 96-па. План ведомственного контроля размещен на официальном сайте Администрации Северодвинска в разделе «Экономика» - «Ведомственный контроль» - «2022».
Положением о муниципальном казенном учреждении «Управление образования Администрации Северодвинска», утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 19 декабря 2013 г. № 49, Управление образования Администрации Северодвинска (далее - Управление образования) осуществляет ведомственный контроль в сфере образования за деятельностью муниципальных образовательных организаций.
Порядок, определяющий процедуру осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений г. Северодвинска, утвержден постановлением администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» от 21 марта 2011 г. № 96-па. План ведомственного контроля размещен на официальном сайте Администрации Северодвинска в разделе «Экономика» - «Ведомственный контроль» - «2022».
Положением о муниципальном казенном учреждении «Управление образования Администрации Северодвинска», утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 19 декабря 2013 г. № 49, Управление образования Администрации Северодвинска (далее - Управление образования) осуществляет ведомственный контроль в сфере образования за деятельностью муниципальных образовательных организаций.
План проведения мероприятий по ведомственному (учредительному) контролю в подведомственных организациях на 2022 год утвержден распоряжением начальника Управления образования от 29 ноября 2021 г. № 542-р.
С учетом изложенного полагаем, что основания для привлечения начальника Управления образования к дисциплинарной ответственности за отсутствие ведомственного (учредительного) контроля на сегодня отсутствуют.
Информация о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и законодательства о профессиональных союзах, проведенной прокуратурой г. Северодвинска в учреждении, которая представлена Управлением образования, согласуется с содержащейся в Вашем обращении и свидетельствует о том, что руководителем учреждения действительно были допущены нарушения статей 32, 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и статьи 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Согласно статье 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом. Руководитель образовательной организации, осуществляющий текущее руководство ее деятельностью, является ее единоличным исполнительным органом.
Сообщаем, что бывшему руководителю детского сада «Моряночка» назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
По вопросу о необходимости вмешательства исполнительных органов государственной власти Архангельской области в деятельность муниципального учреждения необходимо отметить, что предоставление исполнительными органами государственной власти Архангельской области субвенции местным бюджетам городских округов Архангельской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях не свидетельствует о возможности вмешательства исполнительных органов государственной власти Архангельской области в деятельность неподведомственного им учреждения.
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области не уполномочены на осуществление контроля за деятельностью муниципальных дошкольных образовательных организаций, а также на привлечение к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих.
Кроме того, вопросы функционирования детского сада «Моряночка» уже находятся на особом контроле администрации Северодвинска в течение продолжительного времени.
Так, в мае 2021 года в учреждении была проведена выездная служебная проверка по вопросам соблюдения руководителем требований трудового законодательства, установления и начисления заработной платы отдельным категориям работников, организации питания, организации образовательной деятельности.
С учетом изложенного полагаем, что основания для привлечения начальника Управления образования к дисциплинарной ответственности за отсутствие ведомственного (учредительного) контроля на сегодня отсутствуют.
Информация о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и законодательства о профессиональных союзах, проведенной прокуратурой г. Северодвинска в учреждении, которая представлена Управлением образования, согласуется с содержащейся в Вашем обращении и свидетельствует о том, что руководителем учреждения действительно были допущены нарушения статей 32, 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и статьи 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Согласно статье 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом. Руководитель образовательной организации, осуществляющий текущее руководство ее деятельностью, является ее единоличным исполнительным органом.
Сообщаем, что бывшему руководителю детского сада «Моряночка» назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
По вопросу о необходимости вмешательства исполнительных органов государственной власти Архангельской области в деятельность муниципального учреждения необходимо отметить, что предоставление исполнительными органами государственной власти Архангельской области субвенции местным бюджетам городских округов Архангельской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях не свидетельствует о возможности вмешательства исполнительных органов государственной власти Архангельской области в деятельность неподведомственного им учреждения.
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области не уполномочены на осуществление контроля за деятельностью муниципальных дошкольных образовательных организаций, а также на привлечение к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих.
Кроме того, вопросы функционирования детского сада «Моряночка» уже находятся на особом контроле администрации Северодвинска в течение продолжительного времени.
Так, в мае 2021 года в учреждении была проведена выездная служебная проверка по вопросам соблюдения руководителем требований трудового законодательства, установления и начисления заработной платы отдельным категориям работников, организации питания, организации образовательной деятельности.
По результатам данной проверки было установлено несоблюдение руководителем учреждения требований ТК РФ и других нормативных правовых актов, регулирующих нормы трудового права Российской Федерации. Составлен акт, в котором зафиксированы все выявленные нарушения, установлен срок для их устранения и исполнения рекомендаций Управления образования.
В октябре 2021 года проведена комплексная проверка финансовохозяйственной деятельности, организации питания, соблюдения требований трудового законодательства детского сада «Моряночка» с участием представителей Управления образования, Управления экономики администрации Северодвинска, Контрольного управления администрации Северодвинска.
В октябре 2021 года проведена комплексная проверка финансовохозяйственной деятельности, организации питания, соблюдения требований трудового законодательства детского сада «Моряночка» с участием представителей Управления образования, Управления экономики администрации Северодвинска, Контрольного управления администрации Северодвинска.
Основанием ее проведения являлось распоряжение администрации Северодвинска от 5 октября 2021 г. № 268-ра «О проведении внеплановой выездной проверки муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад № 87 «Моряночка» комбинированного вида».
Лица, допустившие нарушения законодательства, выявленные в ходе проверок детского сада «Моряночка» в период с июня 2021 года по февраль 2022 года, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, полагаем, что бездействие со стороны Управления образования по осуществлению ведомственного (учредительного) контроля за деятельностью данного учреждения не находит своего подтверждения.
В администрацию Северодвинска неоднократно поступали обращения от сотрудников детского сада «Моряночка» по вопросам взаимодействия руководителя учреждения и работников (в том числе тех из них, кем в ноябре 2021 года в учреждении образована первичная профсоюзная организация профсоюза СОЦПРОФ).
Лица, допустившие нарушения законодательства, выявленные в ходе проверок детского сада «Моряночка» в период с июня 2021 года по февраль 2022 года, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, полагаем, что бездействие со стороны Управления образования по осуществлению ведомственного (учредительного) контроля за деятельностью данного учреждения не находит своего подтверждения.
В администрацию Северодвинска неоднократно поступали обращения от сотрудников детского сада «Моряночка» по вопросам взаимодействия руководителя учреждения и работников (в том числе тех из них, кем в ноябре 2021 года в учреждении образована первичная профсоюзная организация профсоюза СОЦПРОФ).
Данные работники, как установлено в ходе рассмотрения обращения, были не согласны с применением по отношению к ним дисциплинарных взысканий, обжаловали их в Северодвинский городской суд Архангельской области.
Вопросы применения мер дисциплинарной ответственности к работникам детского сада «Моряночка», в том числе к членам первичной профсоюзной организации профсоюз СОЦПРОФ, отнесены в компетенции работодателя.
Основания и процедуры привлечения главы городского округа Архангельской области «Северодвинск» к дисциплинарной ответственности отсутствуют.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) установлено, что за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарное взыскание, в том числе в виде увольнения.
Вопросы применения мер дисциплинарной ответственности к работникам детского сада «Моряночка», в том числе к членам первичной профсоюзной организации профсоюз СОЦПРОФ, отнесены в компетенции работодателя.
Основания и процедуры привлечения главы городского округа Архангельской области «Северодвинск» к дисциплинарной ответственности отсутствуют.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) установлено, что за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарное взыскание, в том числе в виде увольнения.
В соответствии с частью 3 этой статьи порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих определяется трудовым законодательством (статья 193 ТК РФ), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 25-ФЗ.
При этом действие Федерального закона № 25-ФЗ распространяется только на муниципальных служащих
- граждан, осуществляющих профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Глава городского округа Архангельской области «Северодвинск» является выборным должностным лицом местного самоуправления (абзац второй пункта 1 статьи 44 Устава городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее - Устав)).
Должность главы городского округа Архангельской области «Северодвинск» в соответствии с Уставом является муниципальной должностью.
Таким образом, положения статьи 27 Федерального закона № 25-ФЗ, а также статьи 193 ТК РФ не распространяются на главу муниципального образования.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ и отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона № 131-ФЗ.
В силу положений статьи 74.1 удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вправе представительный орган муниципального образования. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона № 131-ФЗ;
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;
4) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
В силу положений статьи 74 Федерального закона № 131-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:
1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда».
Глава городского округа Архангельской области «Северодвинск» является выборным должностным лицом местного самоуправления (абзац второй пункта 1 статьи 44 Устава городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее - Устав)).
Должность главы городского округа Архангельской области «Северодвинск» в соответствии с Уставом является муниципальной должностью.
Таким образом, положения статьи 27 Федерального закона № 25-ФЗ, а также статьи 193 ТК РФ не распространяются на главу муниципального образования.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ и отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона № 131-ФЗ.
В силу положений статьи 74.1 удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вправе представительный орган муниципального образования. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона № 131-ФЗ;
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;
4) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
В силу положений статьи 74 Федерального закона № 131-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:
1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда».